Онлайн курс для родителей
Осторожно — дети!
Тема 6. Принципы взаимодействия


Курс создан на основе авторского тренинга педагога и психолога Елены Журавлевой
Нашёптывание — величайший метод доверительного общения с ребенком.
Шалва Амонашвили
??? про инициативу и самостоятельность
Видео лекция №6
Как сделать общение с ребенком продуктивным и приятным?
Смотрите видео лекцию, выполняйте задания. В своих ответах вы можете обнаружить много интересного.
Задание №1
Сыграйте с ребенком в игру "Волшебная палочка". Правила игры: 1. Вместе с ребенком создать волшебную палочку, украсить. 2. Договориться, как палочка действует и наколдовать задуманное. 3. Получить удовольствие. Помните, что надо договориться, когда волшебная палочка прекращает колдовать. Как вы хотели, чтобы волшебная палочка колдовала? Что хотел ребенок загадывать? Согласились ли вы?
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Януш Корчак
??? про собственное мнение
Сенситивный период — это возраст, когда ребенку проще даются определенные вещи, когда он лучше усваивает новую информацию.
Период развития речи (до 6 лет)
Самые маленькие показывают пальцем на предмет и просят назвать его много раз. Затем начинают интересоваться не только предметами и явлениями, но и историями. Постепенно речь становится средством выражения мыслей и чувств.
  • Разговаривайте с другими людьми при ребенке. Детям важно наблюдать нашу артикуляцию.
  • Говорите по делу. Называть повседневные вещи, которые происходят с ребенком, полезно, но не стоит перебарщивать с деталями и без остановки транслировать все, что происходит.
Период восприятия порядка ( до 4 лет)
Определенный режим вокруг дает ощущение спокойствия и стабильности. В этот период дети особенно консервативны, им не нравится, когда что-то идет не так. Ребенок может отказываться от новой еды, ходить в одной и той же одежде.
  • Составьте распорядок дня и последовательность действий.
  • Поддерживайте ребенка эмоционально и проговаривайте все, что меняется, чтобы не оставлять его наедине с переживаниями.
  • Заранее уточняйте у ребенка, что ему комфортно. Лучше спросить: «Ты хочешь, чтобы я очистила банан, или сделаешь это сам?» У ребенка возникнет ощущение контроля ситуации, и он почувствует себя в безопасности.
Период сенсорного развития (до 5,5 лет)
В этот период ребенок изучает окружающий мир с помощью чувств.
  • Дайте ребенку потрогать разные предметы.
  • Помогите ребенку услышать разнообразные звуки.
  • Чаще бывайте на природе и показывайте ребенку разные пейзажи. Изучайте листья, звуки леса, следы животных.
Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 года)
В это время ребенок интересуется мелкими предметами: собирает мусор с пола, перебирает бусинки и крошки.
  • Не отвлекайте ребенка от игры с мелкими предметами.
  • Предложите поднять маленькие шарики с помощью пинцета.
Период движений, действий (от 1 до 4 лет)
Дети бегают по кругу, прыгают, ходят спиной вперед. Также у детей в этот период появляется потребность двигать тяжелые предметы.
  • Дайте ребенку возможность проявлять активность.
  • Позволяйте носить табуретки, швабру и другие большие вещи.
  • Чаще ходите с ребенком по лестницам.
Период социальных навыков (от 2 до 6 лет)
Дети берут пример с родителей, объяснения словами не помогут. Они учатся через наблюдение. Ближе к трем годам у детей просыпается интерес к другим детям, «к таким же, как я». Они начинают общаться друг с другом.
  • Общайтесь так, как хотите, чтобы ваш ребенок общался в будущем. Будьте вежливы и приветливы.
  • Не заставляйте ребенка что-либо говорить людям. Все фразы вроде «поздоровайся», «попрощайся» или «попроси прощения» не имеют смысла. Рано или поздно ребенок сам начнет так делать, если вы делаете то же, что и просите.
  • Разыгрывайте разные ситуации с игрушками.
  • Не акцентируйте внимание на неудачах ребенка. Не все попытки наладить контакт с кем-либо заканчиваются успешно, и не всегда в этом виноват ребенок.
  • Чаще хвалите ребенка за правильные поступки и напоминайте, что мы все учимся.

Задание №4
Реализуйте совместное дело с ребенком, не критикуя его в процессе, не давая советы, только откликаясь на просьбы ребенка.
Задание №5
Напишите список из 10 общих дел с ребенком, которые не к чему не обязывают и не являются воспитательным процессом.
Made on
Tilda